Знания и специальные практические умения, необходимые будущему первокласснику
Общая эрудиция
Знания об окружающем мире: времена года, растительный и животный мир, быт людей (одежда, обувь, постель, посуда, техника), правила поведения, дорожного движения и т. д.
Математические знания
Ребенок должен знать:
-
Цифры, знаки «+» и «-«;
-
Смежные числа в пределах 10 («соседи числа»);
-
Количественный состав чисел в пределах 10 (состав числа);
-
Простейшие геометрические фигуры
Ребенок должен уметь:
-
Читать числа до 20;
-
Считать до 20 (прямой и обратный счет);
-
Решать арифметические задачи в одно действие на «+» и «-«;
-
Ориентироваться на листе бумаги, понимать выражение «длина в одну тетрадную клеточку»
-
Решать примеры в пределах 10 (или 20);
-
Пользоваться часами без секундной стрелки.
Уровень устной грамотности
Ребенок должен знать:
-
Алфавит
-
Средства интонационной выразительности (повышение и понижение голоса);
-
Ряд стихов, потешек, загадок, считалок.
Ребенок должен уметь:
-
Проводить звуковой анализ несложных слов, последовательно выделяя и называя все звуки в слове;
-
Различать и называть гласные и согласные, твердые и мягкие звуки;
-
Выделять ударение в словах;
-
Устно пересказывать то, что только что прочитали (осознанность текста);
-
Обводить и списывать (срисовывать) печатные буквы и слова.
Навыки учебной деятельности. Мотивационная готовность ребенка к школе.
Чтобы будущему первокласснику было легче адаптироваться к школьной жизни и построить отношения в новом коллективе, всмотритесь в вашего ребенка вот с каких позиций:
-
Умеет ли ребенок слышать ваши указания и слушаться, в разумных пределах, с первого раза?
-
Обучен ли он управлять своим поведением (хочется поиграть, а мама попросила посмотреть за младшей сестренкой)?
-
Усвоены ли нравственные нормы жизни в коллективе?
-
Усвоены ли основные формы приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения?
-
Умеет ли ребенок поделиться чем-то, попросить о чем-то, заводить знакомства, разговаривать на различные темы с новыми приятелями, дружить, помогать, сопереживать?
-
Умеет ли ваш ребенок произвольно действовать, работать в коллективе без вашего личного контроля и присутствия?
-
Каков уровень его организованности и самостоятельности?
-
Каковы мотивы желания идти в школу (потому что купят портфель, надоело быть маленьким и ходить в детский сад, в школе я узнаю много нового, интересного)
Речь как показатель готовности к школьному обучению:
-
Ясное произношение всех звуков родного языка;
-
Умение говорить тихо-громко-тихо; менять темп речи: быстро-медленно-быстро;
-
Использование в речи средств интонационной выразительности, умение выразительно прочитать стишок;
-
Уровень культуры речевого общения: разговаривать, глядя собеседнику в глаза; не прерывать без извинения двух говорящих людей;
-
Умение вести диалог; логично, без лишних повторов, перескоков и длительных пауз рассказывать сказки, рассказы;
-
Умение объяснять своими словами смысл пословицы, стихотворения.
Уровень графических навыков:
-
Развитие мелкой моторики пальцев рук;
-
Умение создавать напряжение и расслабление в мышцах руки и кисти;
-
Умение правильно держать ручку, карандаш, кисть.
Уровень мышления и воображения:
-
Умение выполнять действие классификации;
-
Умение давать определение знакомого понятия через род и видовое различие;
-
Умение строить простейшие умозаключения.
Вопрос родителя: Что обозначает психологическая готовность к школе?
Отвечает учитель-логопед М.А. Матосьян
Первый раз в первый класс.
Волнение родителей, дети которых впервые идут в школу, вполне понятны. Наступает новый этап в жизни подрастающего человечка. Готов ли он к нему? Предлагаемый тест поможет определить психологическую готовность ребенка к школе.
-
Ваш ребенок взялся рисовать. Что дальше?
А. Скорее всего, он закончит начатое «произведение искусства».
Б. Через 5-10 минут он побежит искать себе новое занятие, оставив картину незаконченной.
2. К вам в гости пришел ребенок, который младше вашего. Как ведет себя с ним ваш?
А. Строит из себя мудрого воспитателя.
Б. Резвится вместе с малышом.
3. У вашего ребенка что-то не получается:
А. Если вы его подбодрите, он попробует еще раз.
Б.Он расстроится и откажется от новых попыток.
4. Весь вечер ваше чадо развлекалось шумными играми, и вы уже знаете, что:
А. Он устал и заснет без задних ног.
Б. Его придется успокаивать еще около часа.
5. Ребенок возится с конструктором, пытаясь собрать сложную машинку:
А. Он пользуется схемой, хотя может и изменить что-то по-своему.
Б. Ни за что не станет собирать по схеме, в крайнем случае попросит помочь маму или папу.
6. Ваш малыш и детский сад:
В. Он ходит в детский сад без проблем.
Г. Вы его никогда не водили в детский сад или водили, но со скандалами.
7. Ваш ребенок и другие дети:
В. Легко находит друзей в детской компании.
Г. Играет с другими детьми только у себя дома или в гостях.
8. У вас дома собрались взрослые гости:
В. Ребенок старается «втереться» во взрослую компанию.
Г. Предпочитает один играть в своей комнате.
9. Ваш ребенок рассказывает о своих похождениях:
В. Достаточно часто используя местоимение «я».
Г. Старается объединить себя с кем-то (другом, папой или мамой) и всегда говорит «мы».
10. Ему явно требуется помощь в непростом деле (та же ситуация сборки конструктора):
В. Он обратится к ближайшему взрослому.
Г. Будет непременно требовать кого-то определенного: маму, папу или бабушку.
Теперь подведем итоги.
Если больше всего ответов А и В:
Ваш ребенок абсолютно готов к школе. Поступление в школу станет для него праздником приобщения к миру взрослых.
Если больше всего ответов А и Г:
Ваш ребенок не вполне готов оказаться в незнакомом детском коллективе, которым командует незнакомая тетя-учительница. Он превратится из единственного и неповторимого в одного из двадцати «бестолковых». Постарайтесь расширить круг общения вашего малыша, помогите ему стать более самостоятельным и уверенным в себе. Проявите максимум бдительности в выборе учительницы – она должна быть самой доброй и заботливой.
Если больше всего ответов Б и В:
Первое время вашему ребенку в школе придется трудно. И в основном это касается дисциплины – он еще не утратил очаровательной непосредственности дошколенка. Приучайте его к правилам взрослой жизни: любое дело надо доводить до конца, важно уметь внимательно слушать других, не всегда выдавать на-гора все свои эмоции и т. д.
Если больше всего ответов Б и Г:
Видимо, вы мешаете своему ребенку повзрослеть. Даже если он очень талантлив, в школе ему придется тяжеловато. Предоставьте ему больше самостоятельности, станьте требовательней, не бойтесь давать поручения по дому. Пусть он больше времени проводит в обществе ровесников, а не бабушки.