Выходные с пользой для здоровья.

      Вечный вопрос работающего родителя — чем занять ребёнка в выходные. Да ещё так, чтобы дитя провело время не впустую, а чему-то научилось, узнало что-то новое, раскрыло свой творческий потенциал.

        Вечера будних дней и выходные в жизни вашего ребенка всецело принадлежат вам, самым близким и дорогим для него людям – родителям. Психологи утверждают – к общению с ребенком нужно относиться серьезно. Дети крайне чувствительны и регулярно нуждаются в вашем стопроцентном внимании. Они действительно переживают, когда в процессе игры вы отвлекаетесь на борщ, стирку или телефонный звонок. И пусть это будет всего час полноценного общения – с точки зрения малыша это лучше, чем целый день «полумер». Тем более что любое количество времени можно провести интересно и незабываемо как для ребенка, так и для вас самих. (Только старайтесь закончить игру вовремя, чтобы не пришлось обрывать ее на середине и расстраивать малыша.)

      Раз и навсегда уважаемые родители решите для себя: совместный с ребенком выходной – это совсем не отдых для Вас, это время, полностью посвященное ему, вашему любимому ребенку. Пусть он еще раз удостоверится, что Вы его любите, что живете его интересами.

Ничто так не сближает, как совместное увлечение. Придумайте, как заинтересовать малыша в собственных хобби. Самые маленькие могут вместе с вами лепить фигурки из соленого теста к праздникам. Детям постарше можно доверить несложную помощь в готовке – например, вырезать из теста печенье с помощью специальных формочек, чистить апельсины и бананы, украшать готовые блюда зеленью. Подключая малыша к «взрослым» хобби, не забывайте о правилах безопасности

        Нет большей радости для родителей, чем видеть своих детей здоровыми и закаленными. Но не все родители понимают значение пребывания на свежем воздухе дошкольника. Во многих семьях прогулки вечером, особенно в холодную погоду не проводятся, а иногда даже в выходные дни дети совсем не выходят из дома. А ведь во время прогулок вы не только можете отдохнуть, а также и пообщаться со своим ребенком, обогатить его новыми знаниями, полюбоваться красотами родной природы, вдохнуть глоток свежего воздуха, подзарядиться положительными эмоциями. Прогулки повышают сопротивляемость организма ребенка инфекционным и простудным заболеваниям. Движения необходимы для растущего организма, их недостаток вызывает у дошкольника задержку роста, умственного и физического развития.

   Прогулка в лес – это отличный вариант приятного общения со своим ребёнком, при условии благоприятной погоды. Ведь где, как ни на природе, есть возможность обсудить погодные явления, слушать пение птиц. Зимой – слепить снежную бабу, поиграть в снежки и т. д. Летом - посмотреть траву, понюхать цветы, полюбоваться на водоём. Осенью – собирать листья для гербария.

     «Спорт – это гораздо больше, чем набор упражнений. Это наша жизнь! Жизнь – это движение, а движение – это наше здоровье!» Превосходно, если погода позволяет, не только подышать свежим воздухом, но и заняться спортом. Чем можно заинтересовать ребенка на улице? Летом это могут быть ролики, велосипед, бадминтон. Даже вдвоем с ребенком можно поиграть в футбол, а если наберется целая команда, то это будет незабываемое впечатление. Небольшая пробежка пойдет только на пользу, после которой обязательно нужно восстановить дыхание, сделать дыхательную гимнастику. Зимой – катание на лыжах, на коньках, на санках. В лес можно взять термос с чаем, это придаст прогулке особую атмосферу.

     Игра — это способ приобретения навыков, присущих взрослым людям. Детские игры, по сути, могут сравниться с работой и учебой.  «Игра в прятки» очень нравится малышам. Договоритесь с ребенком, кто будет водящий. Водящий остается в комнате и прячет куда-нибудь игрушку, а другой игрок ждет за дверью. Затем он заходит в комнату и ищет игрушку, а водящий направляет его, говоря «горячо - холодно».

      С более взрослыми детьми   можно играть в «Волшебный мешочек»: завяжите глаза ребенку, пусть он вынимает из сумки их на ощупь и пытается объяснить, что ему попалось. Такая игра хорошо тренирует мелкую моторику, а также стимулирует тактильные ощущения.

Как бы вы ни задумали провести выходной день с детьми, это должно нравиться и вам, и им. Родителям важно хоть на время выкинуть из головы все свои проблемы и расслабиться. Дайте себе слово, что сегодня вы снова превратитесь в ребенка и посмотрите на все широко раскрытыми глазами. Ваши дети это оценят.

Нужен ли старшим дошкольникам дневной сон?

     Сон – это здоровье!

     Дневной сон принципиально важен для каждого дошкольника.

   Замечено, что дети, которых родители не укладывают спать днем, проявляют более высокий уровень гиперактивности, тревожности и даже депрессии, чем дети, которые ежедневно спят днем по 1- 2 часа в обеденное время.

    Дневной сон не только отлично замещает возможные недочеты ночного сна, но и важен сам по себе в качестве передышки для организма энергичного ребенка.

    Дневной сон – чудесная возможность восстановить силы и провести остаток дня в хорошем расположении духа. Но еще большое значение для режима ребенка имеют время и продолжительность дневного сна. Слишком долгий и поздний дневной сон доставит много хлопот при укладывании ребенка на ночь.

   Дети, посещающие детский сад, более-менее мирятся с тем, что «тихий час» для всех обязателен: с воспитателем не поспоришь! А дома с бабушкой или мамой – другое дело, у них послеобеденную «войну» за независимость от подушки и одеяла выигрывать бывает легче.

     Вот и получается, что «организованные» дошколята в выходные дни по большей части отдыхают именно от режима, а «домашние» дети сплошь и рядом отказываются от дневного сна. Родителям так даже удобнее: не надо тратить время и силы на бесконечные уговоры и укладывания, приглушать телефон, разговаривать только шепотом, ходить на цыпочках. Но то, что удобно для взрослых. Отнюдь не всегда на пользу малышу. Прислушайтесь к мнению педиатров и детских невропатологов, которые считают, что ребенку 5- 7 лет просто необходимо отдыхать днем по 1.5 – 2 часа.

     Во – первых, чтобы быть здоровым. Дело в том, что биоритмы сна и бодрствования – главные в нашем организме. По ним природа выверяет все другие – от многолетних циклов до микроритмов, действующих на уровне клетки и занимающих буквально доли секунды. Освободив ребенка от дневного сна, вы создаете почву для рассогласования биоритмов – десинхроноза. Следствием этого чаще всего становятся и повышенная возбудимость и быстрая утомляемость ребенка, задержка его нервно-психического развития. Помимо этого наблюдается отставание в росте, ослабление иммунитета, склонность к частым простудам и детским инфекциям.  

      Во – вторых, чтобы ребенок лучше усваивал новые знания, поскольку деятельность детского мозга во сне по качеству намного превышает работу наяву. По сути дела, мозг просто переключается с восприятия на режим обработки и освоения информации, подключая к этому процессу память. Чем меньше ребенок, тем больше он должен узнать и запомнить, а значит, ему  нужен дневной сон.

     В – третьих, чтобы малыш крепко спал ночью. Часто родители потому и не настаивают на сне после обеда, чтобы ребенок пораньше укладывался вечером. Ну и, каков результат? Не отдохнувший в положенные дневные часы, ребенок перевозбуждается так, что он и хотел бы уснуть, да не может. А перегруженный дневными впечатлениями мозг сигнализирует о трудностях с их переработкой ночными страхами и кошмарными снами. В общем, родителям хотелось как лучше, а получилось наоборот.

  В – четвертых, чтобы загладить воздействие на организм малыша неблагоприятного состояния окружающей среды и прочих издержек городской жизни. Ученые единодушны: городским детям требуется больше времени на сон. Ведь их нервную систему отравляют вредные выбросы, стремительный ритм жизни,  агрессивная зрительная среда. Вот и устают они сильнее сверстников, растущих на лоне природы. Когда ребенок спит, мозг вырабатывает специальный защитный белок, помогающий детскому организму адаптироваться к повышенным нагрузкам.

      Главное условие для родителей укладывать ребенка всегда в одно и то же время в привычной обстановке. Надо отказаться от мысли, что если малыш полежал 15-20 минут и не уснул, значит, спать ему действительно не хочется и не стоит его принуждать. Но не так уж это и бессмысленно – за эти минуты он отдыхает, и ребенку порой надо даже 30 минут, чтобы он уснул. Некоторые дети не желают спать днем, потому что они не хотят быть «как маленькие» - вот почему маме, укладывающей ребенка спать, имеет смысл сделать то же самое.

      Нет правил без исключений – раз в месяц, если для этого есть веские причины (поход в зоопарк, театр и т. д.) малыш может и не поспать днем.

    Когда мы изредка отступаем от режима, мы тренируем биоритмы. Организму такие встряски даже на пользу – что-то вроде исключений, подтверждающих правила.

Лето с ребенком.

        Лето в разгаре. Естественные силы природы – воздух, солнце и вода –прекрасные средства закаливания. Летом дети должны находиться на открытом воздухе по возможности весь день. При плохой, дождливой погоде прогулки могут быть кратковременными, но частыми.

Очень важно правильно организовать сон ребенка, днем желательно на воздухе.
     Солнце - тоже добрый друг детского здоровья. Его живительные лучи уничтожают болезнетворные микробы,  улучшают обмен веществ. Но солнце и очень строгий друг. Длительное пребывание на солнце приводит к перегреву (тепловому удару), вызывает сильные ожоги наиболее чувствительных участков кожи. При этом температура у ребенка   порой поднимается до 40 С. Пребывание на солнце необходимо дозировать. Нежелательно, чтобы ребенок загорал лежа, пусть он играет, двигается. На голове у него должна быть шапочка- панамка. Загорать следует в утренние часы.
      В жаркий летний день важно правильно одевать ребенка: легкая рубашка (или платье ) с коротким рукавом, шорты, шапочка или косынка от солнца, легкая обувь - словом  все то, что дает возможность телу «дышать» и не сковывает движений. Если земля сухая и теплая, можно разрешить детям ходить босиком. Это очень полезная процедура, особенно для профилактики плоскостопием. 
       Купание в реке, озере можно считать комплексным видом закаливания. Ведь при этом на организм действует сразу и вода, и воздух, и солнце. Ребята очень любят купаться. Но необходимо внимательно следить за тем, чтобы детский организм не переохлаждался. Вначале разрешается быть в воде не более 5 минут, постепенно время увеличивается до 20 минут.
Самая приятная водная процедура - плавание. Оно тренирует сердце, легкие, почти все мышцы тела. Учить овладевать этой нужной в жизни наукой надо уже с детства. Но ни в коем случае нельзя загонять детей силой. 
        Для развития детского организма большое значение имеет полноценное, правильно организованное питание. Лето – пора овощей, фруктов, ягод. Богатое содержание минеральных солей и витаминов делает эти продукты необходимыми в рационе детей. По возможности их следует давать в сыром виде, а соки добавлять в готовые блюда. Чтобы предупредить кишечные инфекции, отравления у детей, любые ягоды, фрукты и овощи надо тщательно мыть под струей воды из водопровода.
           Летом желательно разнообразить меню, на некоторое время забыть о традиционных «зимних» супах и кашах, а включить в рацион овощные блюда.
      Самый ценный подарок для детей во время летнего отдыха – общение с родителями. Ведь осуществляется заветное желание ребенка – быть как можно больше с папой и мамой, которые свободны от ежедневных хлопот. 
      Хорошее настроение, царящее в кругу семьи во время отпуска, сближает детей с родителями , а загородный воздух, широкие возможности для игр, спортивных развлечений ,посильный труд в огороде и в саду, наряду с правильным режимом питания и сна, благотворно влияют на здоровье.
         Как много может дать совместный отдых и детям ,и взрослым. Какие появляются возможности за этот ,казалось бы ,короткий срок ближе узнать своего сына или дочь, стать ему (или ей) настоящим другом и товарищем во многих делах. Известный польский педагог Януш Корчак, обращаясь к родителям ,писал: «…никакая книга ,никакой врач не заменяет собственной зоркости мысли и внимательного наблюдения».
     Интересны и познавательны совместные прогулки в лес, в поле, к реке. Во время них дети часто обращаются с вопросами к родителям. К примеру : отчего муравьишка такой маленький, а тащит большую ветку? Откуда у него силы берутся, если у него нет мышц? Не всегда родители могут все объяснить .Откровенное признание : «Я и сам не знаю ,но обязательно узнаю и тебе скажу»,- не роняет их авторитет. А можно найти и другой выход из затруднительного положения: «Ты задал очень интересный вопрос. Давай дома попробуем поискать на него ответ в книгах». Вот уже и тема для беседы, и общее интересное дело.
      Живо и непосредственно воспринимают дети природу. И надо им помочь подружиться с ней ,научить любить ее и понимать ,видеть красоту, беречь богатство .
        Хорошо ,если родители знают названия деревьев, кустарников, травянистых растений , могут рассказать об их лечебных свойствах ,показать ядовитые растения, объяснить ,почему их нельзя трогать. 
      Можно предложить ребенку вместе заготовить на зиму целебные травы (подорожник, ромашку) или собрать и посушить цветки липы. Объяснить ,что настой листьев подорожника очень помогает при кашле, а липа широко используется при лечении простудных заболеваний. 
     Такие совместные полезные дела пробуждают детскую любознательность, расширяют кругозор, вызывают интерес к труду взрослых. 
      Природа помогает развивать фантазию , творческие способности ребенка. Во время прогулки в лес внимание детей может привлечь сухой корень или кусок коры ,своей формой напоминающий фигурку какого –то зверя или птицы. Если этот природный материал в рюкзаке или кармане принести домой и открыть мастерскую, ребята с удовольствием будут выдумывать и творить вместе с родителями.
       А из шишек, бересты ,желудей, репейника забавные игрушки – зверушки можно сделать прямо в лесу , во время отдыха.
         Большая роль в жизни и развитии ребенка принадлежит игре.
       В игре проявляются интересы детей ,черты их характера, умение жить в коллективе. Участвуя в играх, организуя их, родители имеют возможность наблюдать за своим ребенком, понять ,почему у него не всегда складываются взаимоотношения с сверстниками и что ему мешает играть дружно. Такие наблюдения помогут использовать игру для преодоления замеченных недостатков: эгоизма, инертности в поведении, для развития коллективизма, активности, любознательности.

Россия,

Краснодарский край,

г.Апшеронск ул.Комарова 85

Email: apdou38@yandex.ru

Ответственное лицо за ведение сайта старший воспитатель -  Исадская С.В.  тел: (86152)2-78-57

MediaPLUS -  создание, продвижение и сопровождение  сайтов. тел:8-989-812-30-40